Опасения по поводу посещения психолога совершенно нормальны. Страх осуждения или критики решений, поведения или размышлений, которые будут названы во время встречи, сопровождает многих людей. Однако, в качестве последнего средства, часто случается так, что поделиться своими личными историями с совершенно незнакомым человеком оказывается проще, чем вы предполагали вначале. Кстати, про знаменитого психолога Михаила Лабковского читайте на странице специализированного сайта.
Решение посетить психолога часто сопровождается страхом перед негативной реакцией со стороны окружения. Несмотря на то, что все большая часть общества пользуется услугами в области личностного развития или психологической поддержки, многие люди по-прежнему думают о психологе стереотипно. В этой ситуации стоит взглянуть на свое представление о психологическом кабинете и решить, что страхи или мнения третьих лиц не решат переступить его порог.
Психолог: на что похоже первое посещение?
Если специалист уже выбран и проверен, можно подумать о первом посещении. Стоит учесть свои ожидания от этой встречи, но даже если сложно назвать конкретную проблему, которую нужно проработать самостоятельно, и единственное, что вас беспокоит, — это ощущение, что что-то в повседневной жизни не подходит, беспокоит или утомляет. Этого достаточно, чтобы принять решение о поддержке. Работа со специалистом может быть посвящена поиску причины дискомфорта.
Первая встреча со специалистом обычно является вступлением к дальнейшим посещениям. Не стоит ожидать от нее каких-либо впечатляющих эффектов. Это время, когда психолог может познакомиться с клиентом и собрать информацию, необходимую для предложения плана работы. Это также момент для уточнения контракта, то есть принципов сотрудничества между клиентом и специалистом. Обычно это происходит, когда согласовывается, как часто и как долго будут проводиться встречи. Частота зависит от того, в чем нуждается клиент, от течения, в котором работает специалист, и от вида услуг, которые он / она выбирает (консультирование, поддержка в кризисных ситуациях, терапия).
Также стоит помнить, что такая встреча «0» позволяет вам лучше узнать специалиста и проверить, тот ли это человек, с которым вы чувствуете себя комфортно и в безопасности. Во время этой встречи психолог, скорее всего, в основном будет слушать, иногда задавая вопросы. Некоторые клиенты, не подозревающие о той информативной роли, которую призвана сыграть первая встреча, чувствуют себя обескураженными. Вы часто слышите это: «На этой встрече мало что произошло, потому что я все время говорил».
Области работы психолога включают:
- Длительное чувство грусти, раздражительности, легкость выхода из себя и неспособность с этим справиться.
- Проблемы в поддержании удовлетворительных отношений с близкими.
- Хронический стресс, постоянное напряжение или чувство страха.
- Длительное чувство грусти, лишающее вас желания заниматься повседневными делами.
- Периодические проблемы со сном, ночные кошмары, бессонница и т.д.
- Оказавшись в кризисной ситуации: смерть или болезнь любимого человека, развод, потеря работы, пережив нападение или участие в несчастном случае и т.д.
- Повторяющиеся воспоминания о сложных ситуациях, травмах и т.д.
- Проблемы, связанные с чувством влечения.
- Проблемы со здоровьем (психосоматические симптомы), которые трудно диагностировать, например, хронические или повторяющиеся боли, проблемы с желудком, крайне пониженный иммунитет и т.д.
Психолог: почему вы не должны бояться?
Психолог связан правилами этического кодекса, которые призваны способствовать установлению правильных отношений. Одним из них является профессиональная тайна. Эти правила призваны обеспечить чистоту соглашения между клиентом и поставщиком услуг. Это означает, например, что психолог не должен пытаться ставить диагноз тому, кто не дал на это согласия. Полный список правил работы психолога или психотерапевта доступен на отраслевых веб-сайтах, поэтому я рекомендую вам ознакомиться с ними перед вашим первым посещением.
Открытость клиента оказывает огромное влияние на эффективность проводимой работы. Чем больше честности в разговоре с психологом, тем больше адекватной поддержки с его стороны и, как следствие, тем больше шансов на эффект, ожидаемый клиентом. Стоит помнить, что работа психолога предполагает работу с человеческими трудностями, поэтому стыд и страх того, что истории, которые он услышит, шокирующие или трудные, стоит оставить за дверью кабинета.
Иногда у клиента возникает ощущение, что проблема, с которой он приходит, слишком тривиальна и что ему действительно следует разобраться с ней самому, вместо того чтобы привлекать к ней специалиста. Правда в том, что нет проблем, слишком несерьезных, чтобы заручиться поддержкой психолога.
Если предыдущий опыт оказывает негативное влияние на повседневную жизнь, благополучие или межличностные отношения, сопровождаясь чувством беспомощности, есть все причины обратиться за консультацией к специалисту. Однако стоит помнить, что, если, несмотря на это, возникает сопротивление и клиент не готов поднимать конкретные темы во время сеанса, клиент имеет абсолютное право на это, и психолог должен уважать это. Клиент сам решает, когда и что сказать.
Последствия первой консультации могут быть разными. Для определенной группы людей такая информационная встреча не приносит никаких результатов, в то время как другие могут чувствовать облегчение, тревогу, грусть и т.д. Содержание, рассказанное во время этой встречи, может вызывать или не вызывать разные, не всегда приятные эмоции.
После встречи у вас может сложиться впечатление, что было сказано не все. Такого рода чувство неудовлетворенности, вероятно, появится еще на нескольких встречах, потому что невозможно обсудить все важные для клиента аспекты за одну сессию. Поэтому стоит уделить время встречам с психологом.